Ранняя диагностика психозов и биполярных расстройств

Учиться у других больных

Прежде чем познакомить Вас с подробностями ранней диагностики психозов, предлагаем Вам два показательных примера из практики. Они наглядно продемонстрируют, почему важна ранняя диагностика.

Денис, ученик, 17 лет

Денису было 15 лет, когда он впервые задумался над своим психическим самочувствием. Два года тому назад разошлись его родители, с тех пор он все больше и больше удалялся от матери, сестер и друзей. Он стал ко всему безразличен, его охватывало чувство печали и истощения, больше всего ему хотелось „побыть наедине“. Несмотря на свой „здоровый образ жизни“, он постепенно пристрастился к наркотикам. Он практически не общался со своими школьными друзьями, чаще всего любил оставался один или уходил курить „травку с приятелями“, а его успеваемость в школе снизилась. Его мать с самого начала была обеспокоена таким поведением, она неоднократно ходила с сыном на беседы с классным руководителем, и один раз к школьному психологу. Те лишь успокаивали мать: Такое поведение часто встречается после развода родителей, а также в период полового созревания. Чтобы не беспокоить мать еще больше, Денис скрыл от нее, что курит коноплю.

Незадолго до празднования своего 16-тилетия Денис три дня подряд курил травку - тогда впервые он услышал какой-то голос. Одновременно с этим он стал ощущать, что люди как-то странно смотрят на него, как будто они знают, что с ним кто-то разговаривает. В то время его мать впервые заметила, что Денис у себя в комнате разговаривает сам с собой, а иногда без особой причины как-то странно смеется. В течение следующих двенадцати месяцев его поведение становилось все более странным и безрассудным. Например, он считал, что люди вокруг точно знают, о чем он думает, и что они могут „отнять“ его мысли.

В 17 лет Денис впервые услышал про „психоз“. Его мать советовалась с врачом, который предположил у Дениса психическое расстройство. Вскоре они с матерью записались в московский научный центр психического здоровья (НЦПЗ) для консультации психолога с целью проведения ранней диагностики.

Оксана, студентка, 20 лет

Оксана рассказывает свою историю на консультации в НЦПЗ, Москва. Оксана студентка 4 курса педагогического факультета и изучает английский язык и историю; не так давно она впервые заметила, что ее плохое настроение стало хроническим явлением. Примерно год назад она почувствовала, что учеба ей дается все труднее, лекции она посещала изредка, не могла никак сконцентрироваться и давно не высыпалась как следует. Перепады настроения она переживала и в юном возрасте, но они никогда не были такими длительными и интенсивными, как сейчас. В настоящий момент она тоже испытывает сильный стресс, предстоят важные экзамены, и у ее матери, страдающей маниакально-депрессивным расстройством, в течение года дела шли очень плохо. Примерно шесть месяцев назад Оксане впервые показалось, что однокурсники о ней говорят. Сперва ей это было безразлично, однако потом она испытывала похожее чувство, находясь в окружении чужих людей. С тех пор это чувство усилилось настолько, что она практически не выходит из дома, отключила телефон и думает, что в пожарные извещатели под потолком квартиры встроены камеры наблюдения. И хотя эти мысли ей кажутся „полнейшим абсурдом“, она почти не в состоянии оградиться от них. Оксана рассказывает, что недавно, якобы, должны были приходить люди для проверки пожарных извещателей, так в этот день она хорошо „забаррикадировалась“ в своей квартире и никому не открывала двери. И вот теперь она стала настолько боязливой, что практически не может уснуть. Для анамнеза болезни Оксана рассказывает об одном похожем, но далеко не таком выраженном эпизоде, случившимся с ней в возрасте 15 лет. Тогда у нее установили депрессию, и два года подряд она наблюдалась у психотерапевта, но тема страха, вызванного ощущением угрозы или слежки, тогда не обсуждалась.

В начало страницы